Прогноз, анализ и чат-боты: Сбербанк сделал ставку на искусственный интеллект
Специалисты Сбербанка разработали алгоритм, позволяющий прогнозировать выручку компаний. Новая ML-модель позволит банку разрабатывать индивидуальные предложения, предвосхищающие потребности клиентов.
В основе решения лежит алгоритм Random Forest. Его преимущество – в способности классифицировать, обрабатывать и группировать большое количество данных, объединяя их в многочисленные группы решений. Для того, чтобы ИИ выдал релевантную информацию о состоянии компании, специалисты загружали в алгоритм данные о банковских транзакциях за продолжительный отрезок времени. На создание прогноза о выручке предприятия алгоритму требуется не менее трех месяц, за которые он анализирует более 1000 различных показателей.
У новой ML-модели большие перспективы: эксперты «Сбербанка» надеются использовать ее для более быстрой разработки индивидуальных предложений. Обычно для планирования дальнейшей работы с клиентами специалисты используют официальную бухгалтерскую отчетность. Алгоритм позволит получать информацию о компании за 9 месяцев до обнародования финансовых данных.
Модель прогнозирования доходов — не единственный проект «Сбербанка», основанный на принципе машинного обучения. В июле 2019 банк анонсировал масштабное обновление мобильных приложений. iPhone и Android-версии обзавелись алгоритмами, анализирующими предпочтения клиента и подстраивающими приложения под индивидуальные потребности каждого пользователя.
Например, во всех версиях приложений появится подборка часто используемых функций и операций — переводов, оплаты мобильной связи, интернета. Изменится и заставка: пользователя будут приветствовать иллюстрации с достопримечательностями их родных городов. А для пользователей iPhone станет доступа функция звуковых уведомлений от приложения.
Еще один «свежий» проект Сбербанка, использующий возможности ИИ — чат-бот в системе электронной торговли Sberbank Markets. Алгоритм, созданный на базе платформы NLP, умеет обрабатывать естественный язык и вести диалог с пользователем, отвечая на самые распространенные вопросы и консультируя о ходе торгов
Но у активного внедрения искусственного интеллекта есть и негативные последствия. Сбербанк стал одной из немногих компаний, официально отказавшейся от человеческого труда в пользу автоматизации. Если большинство компаний, внедряя IT-решения, стремятся подчеркнуть приоритет человеческого труда, то Сбербанк пошел по иному пути. С января 2018 года компания сократила 14 тыс. сотрудников по всей стране. К 2025 году штат сократится еще на 50% — людей заменят роботы и искусственный интеллект. От тех, кто сохранит место в штате, потребуют обязательных знаний в области ИИ, а также умения работать с нейросетью — об этом заявил глава Сбербанка Герман Греф.