«Умные города» – утопия или реальность? - экспертное мнение генерального директора "Центр 2М" Евгения Мискевича

Ежесекундно миллионы датчиков и видеокамер безостановочно собирают данные о жизни города: где образовалась пробка, как происходит уборка мусора, сколько маршруток вышло сегодня на линию. Петабайты данных собираются на платформах, где структурируются, анализируются и в обработанном виде передаются в ситуационные центры. Именно там находится «мозговой центр» умного города, где нолики и единички превращаются в сложнейшие алгоритмы и решения.
На первый взгляд, система выглядит очень просто – необходимо собрать, передать и проанализировать данные. Однако «умные города» не спешат разрастаться.

И причин здесь несколько:

- старое, разнородное, «нецифровое» оборудование;

- трудности с передачей данных во многих городских кейсах, связанных с покрытием GSM и скоростью передачи данных, а также необходимостью построения резервных каналов в случае, когда гарантированная передача данных становится критичной;

- основная сложность состоит в том, что участников этого процесса великое множество. В области «умных городов» пока существуют только фрагментарные решения и отдельные объекты, например, «умные кварталы», а про горизонтальный обмен информацией говорить не приходится.

Для строительства «умного города» недостаточно построить «умную» парковку, надо уметь интегрировать ее с соседними структурами и системами. Ясно, что в этих условиях нужны продукты и компании, способные решать задачи цифровизации в комплексе и «под ключ». В области «умных городов» платформенные решения становятся категорией must-have: платформа управления линейными и мобильными объектами, сервисные платформы и информационные порталы

Хорошим примером концепции комплексного подхода стал проект «Центр2М» по мониторингу сетей тепло- и водоснабжения в Ноябрьске. Для сокращения сетевых потерь и оперативного контроля ЖКХ был разработан цифровой двойник коммунальных сетей. Платформа позволяет осуществлять сбор критически важных параметров работы сети, передает в диспетчерский центр, управляет автоматикой при возникновении отклонений. Система анализирует данные и помогает выявлять факты хищения ресурсов и «предсказывать» аварии. Так, на основании этой информации можно провести быстрый поиск места аварии, скоординировать работу бригад, и вместо дорогостоящих аварийных ремонтов проводить плановые.

В результате капитальные затраты на ремонт и обслуживание оборудования можно снизить на 5-10%. При этом, сетевые потери сокращаются в 2 раза, а экономия потребляемой электроэнергии может достигать 20-45%. Дополнительный эффект для генерирующих компаний достигается за счет накопления данных о потреблении. В последствии их можно использовать для создания энергосервисных контрактов.
Отдельно стоит выделить проект по контролю за утилизацией твердых бытовых отходов (ТБО), который был реализован «Центр2М» в Тюмени. На контейнеры для ТБО были установлены датчики для сбора и передачи данных о наполняемости контейнеров. Получая оперативную информацию, диспетчеры смогли оптимизировать маршруты сбора отходов и его регулярность, контролировать исполнение договоров на вывоз.
Учитывая, что ежедневно в городе собирается около 1,5 тыс. тонн бытовых отходов, вопрос их утилизации становится для города критичным. Внедряя «умные» датчики, городские власти снижают затраты на эксплуатацию муниципальной техники и, в целом, повышают эффективность работы муниципальных служб. Датчики также могут использоваться и как пожарная сигнализация. Так, в случае возгорания у коммунальных служб будет возможность предупредить чрезвычайную ситуацию в городе.
Комплексные проекты «Центр2М» реализует в области городской и промышленной видеоаналитики. Пилотные внедрения проведены на предприятиях в Казахстане и Москве.
Мы видим, что сегодня в городскую инфраструктуру активно внедряются отдельные проекты и решения по созданию «умного» города. Но без методологической базы взаимосвязанных индикаторов реализация комплексного подхода невозможна. Система индикаторов умного города (умная экономика, умные финансы, умное управление, умные жители, умная среда, умные технологии, умная инфраструктура) позволяет рассматривать цифровизацию города в разных плоскостях, оценивать уровень развития каждого города, сравнивать города по отдельным параметрам и в общем, обеспечивать повышение качества жизни населения, рост конкурентоспособности бизнеса, снижение нагрузки на окружающую среду.
За счет сбора, непрерывной обработки и обновления данных, полученных от жителей города и с помощью электронных устройств, умный город становится основным инструментом управления хозяйством любого развитого государства.
Уже сегодня передовые страны создают умные города с нуля, с заложенными в них системами управления транспортом, водоснабжением, электричеством и т.д. Это Масдар в ОАЭ, Тяньцзинь Эко Сити между Китаем и Сингапуром, Сонго в Южной Корее.
Москва, по данным агентства McKinsey, вошла в топ 50 умных городов мира. Город применяет цифровые технологии в повседневной жизни горожан. Качество предоставляемых услуг с каждым годом повышается, но параллельно с этим растут требования москвичей к цифровым сервисам города. Это относится к сферам планирования и строительства городской инфраструктуры, учета и распределения ресурсов ЖКХ, развития экосистемы персонализированных городских сервисов с единым и удобным для горожан интерфейсом.
Можно сделать однозначный вывод: общемировой тренд преобразования индустриальных городов в умные – реально достижимая задача и реальная перспектива для российских городов в том числе. В результате этих преобразований умный город станет частью межрегиональной и международной интеллектуальной сети, способной использовать свой ресурсный потенциал с максимальной эффективностью и устойчивым развитием в будущем.

Евгений Мискевич, генеральный директор "Центр 2М" и партнер логистической компании "Точка-Точка".
Источник: журнал «ВПриоритете» №01-02 (04) 2019
https://ru.calameo.com/read/004915430459a999141f5?...
Задать вопрос
Заполните форму, и наши эксперты ответят вам