Интернет вещей – это концепция цифрового пространства, сети, в которую интегрированы производственные станки, бытовые приборы, иными словами, вся электроника. С помощью датчиков и других средств объекты физического мира соединяются в цельную виртуальную сеть, посредством которой могут взаимодействовать без человеческого вмешательства.
Польза Интернет вещей заключается в повышении производительности за счет значительного сокращения времени между разработкой нового продукта и его поставками потребителю, оптимизации ресурсов, тем самым позволяя предприятию функционировать более эффективно.
Ведущие развитые и развивающиеся страны сегодня реализуют собственные инициативы, направленные на развитие будущего производства. Например, в странах ЕС, Южной Корее, Китае и Японии внедряются технологии «умного города», которые позволяют повышать эффективность управления энергопотреблением и транспортными потоками. В дополнение к необходимости найти безопасное и надежное энергоснабжение Япония внедряет технологии интеллектуальных сетей для защиты городов от массовых отключений электроэнергии.
В Великобритании и США реализованы масштабные программы по установке «умных счетчиков» для удаленного контроля энергопотребления в домохозяйствах. Однако основным потребителем и заказчиком технологий, основанных на Интернете вещей, в мире является бизнес.
Государство или бизнес: кто главные локомотивы IoT-технологий Основные черты, отличающие российскую модель от лидеров разработок и внедрения инновационных технологий нового уклада, связаны с существенной долей государственной собственности.
Поэтому главный драйвер развития Интернета вещей в России – это государство. Именно оно является основным заказчиком крупных инфраструктурных проектов, использующих IoT-технологии. Ярких примеров много: цифровизация госуслуг, система взимания платы «Платон», проект от «Газпром нефть» – «Когнитивный геолог».
В бизнесе, к сожалению, ситуация намного хуже. Большинство крупных компаний разработали программу цифровой трансформации, но на практике реализуют лишь набор краткосрочных пилотных проектов по внедрению той или иной технологии. Поэтому прогноз рынка Интернета-вещей не оправдался, вместо запланированного роста рынка на 14-15%, он вырос на 9%.
Основные направления для применения Интернета вещей в России — логистика и транспорт, а также ЖКХ и коммунальные услуги (12%).
По уровню цифровизации сильнее всего от стран Европейского Союза отстают ключевые для России отрасли – добывающая, обрабатывающая промышленность, где предприниматели самостоятельно пытаются внедрить технологии.
Конечно, есть такие лидеры Интернета вещей как Сбербанк, который еще в 2018 начал сбор телеметрических данных и пробовать дистанционное управление, но компаниям среднего и малого бизнеса еще нужно научиться внедрять в свою работу IoT-технологии.
Россия VS мир: как развивается Интернет-вещей в передовых странах Согласно исследованию
«Цифровая воронка» потребления: особенности и перспективы российского IoT-рынка, наша страна в вопросах цифровизации отстает от ведущих игроков этого рынка на 6 лет. Например, в развитых странах доля цифровой экономики составляет от 16 до 35%, в то время как в России всего лишь 5%.
Россия также отстает по количеству инновационных промышленных предприятий (11%) от стран лидеров (60%), а также по количеству занятых в высокотехнологичных и наукоемких отраслях (4 и 6% соответственно)
Если углубиться в изучение этой тенденции, то можно назвать сразу несколько причин, которые напрямую влияют на существенное отставание в развитии Интернета вещей в России.
1. Нестабильность экономической ситуации, усугубляемая санкциями; В нашей стране работают сильные производители ПО, но никто не делает хорошего «железа» – процессоров, модемов, датчиков. Иностранное "железо" для Интернета вещей стоит достаточно дорого, а в условиях торговых ограничений малодоступно.
2. Стандарты и функциональная совместимость. Для создания рынков новых технологий важны стандарты. Российское законодательство только начинает регулировать сферу Интернета вещей. Многие процессы еще не структурированы на государственном уровне, что также затормаживает внедрение новых технологий.
3. Острая нехватка специалистов не позволяет работать в полную силу. Рынок IoT за последние два года начал стремительно расти, но система образования не успевает за такими темпами.
4. Стремление бизнеса к максимально ликвидным проектам. Российские заказчики мотивированы на быстрое получение прибыли за счет внедрения технологий. Для зарубежных корпораций нормой являются инвестиции, которые могут окупаться в течение 30 лет. «Walmart», например, инвестировал в IT-технологии $12 млрд, что, естественно, не принесло мгновенной отдачи. В нашей стране ожидаемый срок окупаемости инвестиций в цифровые технологии два года.
Именно поэтому IoT-решения не так привлекательны для российских заказчиков.
Пока что подавляющее большинство организаций не осознают весь потенциал цифровизации, весь спектр возможностей, которые можно извлечь из грамотного внедрения технологических и иного рода нововведений.
Внедрение цифровых технологий является не только условием повышения конкурентоспособности, но и её удержания. Те организации, которые отстанут в этом процессе, очень быстро будут вытеснены с рынка. Внедрение цифровых технологий во все виды деятельности организации является объективным требованием, обеспечивающим выживание организации и является не столько конкурентным преимуществом, сколько жизненной необходимостью для того, чтобы оставаться участником конкурентной борьбы.
Как догнать мировых лидеров IoT Несмотря на ряд барьеров для развития интернета вещей в России уже сформирована необходимая инфраструктура, накоплена достаточная база для обработки и хранения больших данных, используются технологии межмашинного взаимодействия.
Поэтому отставание нашей страны в сфере Интернета-вещей обратимо, но для этого нужно задействовать два главных рычага их внедрения –
государство и бизнес.
Сегодня из-за большого количества переменных, высокой степени взаимного проникновения отраслей государству необходимо совершенствовать законодательство и увеличить бюджетное финансирование фундаментальной науки и новых разработок. Государство следует стимулировать межотраслевое сотрудничество, объединять заинтересованных экономических агентов, способствовать созданию совместных программ, в том числе популяризируя инновации и науку, организуя государственно-частное партнерство для кооперации предпринимателей и производителей.
Также государству следует разработать стимулирующие меры для использования IoT-решений частным сектором путем предоставления широкого спектра сервисной поддержки предприятиям.
Бизнесу необходимо разработать российское «железо» и развить новые протоколы связи. С удешевлением стоимости внедрения и появлением российских аналогов стоит ожидать повышение интереса к новым технологиям со стороны коммерческих компаний.
Компаниям-потребителям IoT необходимо поддерживать развитие собственных сотрудников, провышать профессиональную подготовку. Повышение качества высшего и профессионального образования и развитие современной базы для «выращивания талантов» необходимо новой экономике.
Внедрение и распространение технологии четвертой промышленной революции с целью экономического роста требует крупных инвестиций и масштабных рынков сбыта. Такие отрасли, как нефтегазовая промышленность, энергетика, металлургия, могут стать локомотивами нашей экономики, раскрыть потенциал технологий промышленной революции и стать отечественными центрами инноваций.
В будущем российские компании способны занять нишу отраслевых лидеров на рынке IoT-решений для сырьевых и перерабатывающих предприятий с перспективами выхода на локальные и экспортные рынки.
В 2019 году «Ростех» спрогнозировал рост российской экономики благодаря внедрению промышленного Интернета вещей на 5,5 трлн рублей дополнительной выручки и экономии. Но в эти планы вмешалась пандемия коронавируса, охватившая более 180 стран. Пока трудно говорить, как в новых условиях будет скорректирован этот план, однако ситуация с распространением COVID-19 еще раз доказала необходимость внедрения Интернета вещей по всему миру. Из-за карантина пострадали не только крупные компании, но и экономика целых государств. IoT-технологии могли бы существенно снизить эти потери. Ведь Интернет вещей это, в первую очередь, взаимодействие «машина»- «машина», а значит в нем, практически не требуется постоянный контроль человека.